МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного
с. Новозаведенное, Георгиевский район, Ставропольский край
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность школьников: организация обучения по ФГОС 2023-2024

    В современном образовательном контексте функциональная грамотность школьников играет ключевую роль, определяя их способность успешно справляться с вызовами современного мира. В рамках ФГОС организация обучения будет акцентироваться на развитии этой важной компетенции, что имеет решающее значение для становления образованного и адаптированного к быстро меняющимся условиям жизни гражданина.

    Что такое функциональная грамотность?

    Функциональная грамотность (ФГ) - это набор навыков чтения, письма и коммуникации, которые позволяют человеку успешно применять свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях. ФГ подразумевает не только базовые навыки чтения и письма, но и способность адаптировать и применять эти навыки для решения разнообразных задач, с которыми сталкивается ученик в повседневной жизни.

    Функциональная грамотность успешного решения бытовых проблем, эффективного общения в различных социальных ситуациях, а также для построения связей между разными предметами и применения знаний на практике. Люди с развитой функциональной грамотностью способны быстро адаптироваться к изменяющейся среде, могут быстро осваивать новые знания и применять их для решения разнообразных проблем. Эти навыки делают их более конкурентоспособными и успешными в современном мире.

    Обучение функциональной грамотности может быть сложным процессом, но он приносит плоды. Акцент на этом подходе к обучению делает учебный процесс более интересным и позволяет ученикам лучше вовлекаться в познавательный процесс, а также развивать аналитические навыки и способность к самостоятельной работе с информацией.

    Компетенции функциональной грамотности

    Читательская грамотность

    ФГОС включает в себя задачу формирования функциональной грамотности у младших школьников и старшеклассников. Примером такой грамотности является умение читать тексты с аналитическим подходом, где ответы не всегда однозначны, и требуется анализировать и обсуждать тему.

    На уроках необходимо включать задания, которые стимулируют учеников размышлять, например, о том, как бы они поступили на месте главных персонажей, почему автор выбрал определенную концовку, или какие последствия могли бы возникнуть, если бы действия главного героя были иными.

    Важно научить учеников читать между строк, выделять ключевую информацию и улавливать взаимосвязи и параллели в текстах.

    Математическая грамотность

    Формирование математической компетенции может быть достигнуто с помощью верно поставленных практических вопросов.

    Например, рассмотрим задачу о финансовом планировании. Предоставлены данные о месячном доходе, расходах на жилье, питание, развлечения и сбережения. Решение этой задачи позволит учащимся определить, сколько месяцев потребуется для достижения определенных сбережений при заданных расходах и доходе.

    Ученик с развитой математической компетенцией способен применять математические знания в различных контекстах, анализировать финансовые ситуации и принимать обоснованные решения относительно имеющихся ресурсов.

    Естественно-научная грамотность

    Для развития компетенций в области естественных наук, необходимо уметь правильно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять природные явления и находить соответствующие доказательства. В данном случае могут быть полезны задачи на анализ и сравнение природных явлений, географических карт и окружающей среды.

    Допустим, рассмотрим задачу связанную с изучением климатических данных. Анализ данных о средней температуре и осадках в разных регионах может помочь предсказать изменения в климате и разработать меры адаптации к ним. Также можно предложить старшеклассникам исследовать влияние климатических факторов на рост сельскохозяйственных культур и оценить их устойчивость к изменению климата.

    Ученик, обладающий естественно-научной грамотностью, способен формировать собственное мнение о явлениях и ситуациях, связанных с природными процессами.

    Глобальные компетенции

    Глобальные компетенции подразумевают способность ученика использовать свои знания самостоятельно или в команде для решения масштабных проблем.

    Этот аспект развивается через задания, которые требуют анализа причинно-следственных связей между событиями, явлениями и их глобальными последствиями. Ученикам предлагается рассмотреть ситуации, связанные с демографией, экономикой, экологией и другими глобальными вопросами и на них ответить.

    Ребенок должен быть в состоянии управлять своим поведением, готов к принятию новой информации, способен к открытому общению и сотрудничеству в группе. Этот аспект способствует развитию аналитического и критического мышления, формирует умение проявлять эмпатию и успешно взаимодействовать с другими. Совместные исследования помогают создать уважение к чужим точкам зрения и культурам, что становится важной частью современного образования и способствует развитию личности, способной воспринимать и уважать разнообразие мнений и убеждений.

    Креативное мышление

    Этот аспект охватывает все аспекты творчества в самом широком смысле: способность создавать новые идеи, усовершенствовать существующие концепции, предлагать эффективные решения и использовать воображение.

    Развитие креативного мышления может быть достигнуто через совместную работу, такую как создание стенгазеты, разработка расписания уроков и плана действий, или создание художественных произведений на актуальные темы или фантастических существ.

    Финансовая грамотность

    Финансовая грамотность включает в себя ознакомление школьников с основными понятиями в области финансовых инструментов и развитие способности принимать решения, которые способствуют улучшению их собственного финансового благополучия.

    Учителям предлагают создать сценарии с использованием банковских продуктов, финансовых операций и других инструментов финансового рынка, чтобы обучить учеников пониманию и умению работать с финансами.

    Компьютерная грамотность

    В последние годы компьютерная грамотность и безопасность школьников приобретает особую важность. Умение взаимодействовать с электронными сервисами уже становится неотъемлемой частью обучения с начальных классов.

    Компьютерная грамотность означает умение работать с информацией в интернете, осуществлять поиск и анализ данных, а также оценивать их надежность; использовать электронные сервисы, такие как электронная почта, облачные хранилища и базовые программы; знать правила безопасности и методы защиты личной информации, уметь управлять личными аккаунтами в социальных сетях.

    Способы развития функциональной грамотности школьников

    Также при обучении функциональной грамотности существует несколько рекомендаций:

    1. Равномерное распределение заданий: Задания по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня следует равномерно интегрировать в учебный процесс на протяжении всего учебного года. Они должны быть привязаны к реальным ситуациям, соответствовать возрасту учеников и обеспечивать системное и взаимосвязанное обучение.
    2. Близость к практике: для младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их повседневному опыту. Темы, близкие и интересные детям, могут стать источником вдохновения и мотивации для поиска новых знаний. Например, использование героев из мультфильмов и компьютерных игр может сделать задачи более увлекательными.
    3. Дополнительное образование: Дополнительные занятия и кружки могут играть важную роль в формировании функциональной грамотности. Они способствуют развитию творческих способностей, креативного мышления, компьютерной и читательской грамотности. Важно обеспечить согласованность работы педагогов и установить метапредметные связи, чтобы эффективно развивать необходимые компетенции.
    4. Постепенное усложнение заданий: В средних и старших классах необходимо увеличивать объем знаний и сложность анализа информации. Учеников можно ознакомить с серьезными глобальными проблемами и причинами различных явлений, такими как мировые конфликты и социальное неравенство. Задания могут быть направлены на изучение взаимосвязей между разными науками и формирование выводов на основе этих взаимосвязей.
    5. Развитие критического мышления: кроме того, учеников можно обучать анализу информации и определению фейковых новостей и вирусного контента. Задания по финансовой грамотности также могут быть усложнены, например, ученикам можно предложить создать свою финансовую модель и рассчитать ее устойчивость.

    Приказ от 05.10.2023 г. № 1753-пр "Об организации работы по формированию  функциональной грамотности  обучающихся в Ставропольском крае в 2023/24 учебном году"

    Приказ от 19.10.2023 г. № 2053 "Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся Георгиевского муниципального округа Ставропольского края в 2023/24 учебном году"

    Приказ от 24.10.2023 г. № 508 "Об организации работы по формированию функциональной грамотности  обучающихся в МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного  в 2023/24 учебном году"

    Приказ  от 24.10.23 г. № 509 "Об организации и контроле выполнения заданий по оценке функциональной грамотности обучающихся на портале РЭШ" в 2023/24 учебном году"

    1 этап Качественные результаты 20.10.2023 - 15.12.23 г.

    2 этап Качественные результаты 20.10.2023 - 15.12.2023г.

    Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

    Приложение 2 на 31.10.2023 г.
    Приложение 2 на 17.11 2023 г.
    Приложение 2 на 21.11.2023 г.
    Приложение 2 на 18.12.2023 г.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie